Погружение Пельша: Угадай методику

Ведущий популярной телевизионной программы "Угадай мелодию" Валдис Пельш съездил в Египет. Неделю нырял, загорал, пил кофе по-восточному, курил кальян. Жил в пятизвездочной гостинице и все себе позволял. "Вояж" попросил телеведущего отчитаться о поездке.

- Валдис, по Москве поползли слухи: вы открываете собственное турагентство. Есть ли под слухами основания?

- Есть. Причем фирма "Джуманд-жи тур" уже на стадии оформления. Лучший способ избавиться от дракона - это завести своего собственного дракона, говорил Шварц. И я намерен последовать его совету. Еще не было в моей жизни поездки, которая полностью соответствовала бы моему представлению о том, как это должно быть. Всегда выпадают какие-то нюансы. Мы же намерены к каждому клиенту подходить индивидуально. Это не значит, что через нас будут ехать туристы-одиночки. Просто мы будем подбирать людей не по принципу, кто пришел - тому и продали, а по взаимному притяжению, что ли, чтобы они друг другу были приятны.

- Какие "нюансы" вас особо раздражают?

- Особо - ничего. В основном по мелочи. В Турции, например, гид всеми возможными способами пытается затащить вас в пару-тройку магазинов, которые ему приплачивают. Я понимаю его, но не понимаю, почему его не предупредили о том, что лично мне это не нужно, лично я этого не хочу. Вот такие вещи мы будем учитывать. Иногда подобные неувязки происходят по вине клиента. В Египте, например, где в остальном все совершенно великолепно, меня не совсем устроил график дайвинга. Я привык к тому, чтобы с утра на катере уезжать к месту погружения, а потом, погрузившись, приезжать обратно в гостиницу. В роскошной, замечательной гостинице, где я жил, правила немного другие: ты весь день проводишь на катере, там обедаешь, там отдыхаешь… Причем в других гостиницах устроено все так, как мне нравится, и для того, чтобы все было хорошо, достаточно были заказать другую гостиницу. Сам виноват.

- Чем бы вы занялись в перерыве между погружениями, если бы все было хорошо, - читали бы, валялись на постели?

- Может быть, читал, может быть, пошел бы в бар выпить чего-нибудь легкого. В любом случае в гостиничном номере я чувствовал бы себя комфортнее, чем в каюте.

- Куда вы ездите зимой?

- В тот же Египет.

- Там же холодно.

Что вы, надо просто вместо трехмиллиметрового костюма взять семимиллиметровый.

- Я смотрю, вы уже профессионал.

- Да нет, просто в какой-то момент я понял, что часть оборудования - костюм, боты, ласты, маска - надо купить. Остальное - компенсатор плавучести, груз, компьютер - брать напрокат. На этом можно сильно сэкономить - до тридцати долларов в день.

- Что для вас дайвинг - адреналин от сознания того, что вы такой плавучий, или все-таки зрелище, картинка?

- Сначала, конечно, адреналин. Первое погружение на тридцать метров - достаточно сильное испытание для человека. С десяти ты можешь выпрыгнуть на поверхность. С тридцати уже нет - может схватить кессонная болезнь. Дайвинг - это философия созерцания. В Египте у меня был инструктор - он не плавал, он медитировал. Ехал по течению в позе лотоса. В дайвинге есть несколько уровней: ныряльщик открытой воды, потом продвинутый, потом resque, инструктор и так далее. Я сейчас на продвинутом этапе. На самом же деле все самое интересное происходит на десяти - пятнадцати метрах: там самое большое количество рыб, кораллов, мурен и прочей красотищи. Глубже - только что-то специфическое, допустим, рыба "наполеон": чтобы ее увидеть, надо спуститься на двадцать - двадцать пять метров.

- Мне показалось, что в Красном море достаточно по колено зайти - уже красиво.

- Типичная ошибка. Очень сложно объяснить человеку, который не ныряет, чем глубина лучше поверхности. С маской и трубкой ты обязательно чего-то не увидишь. Чтобы спокойно заплыть в грот, нужно две-три минуты, а отнюдь не все могут похвастаться таким запасом легких. Как любой другой спорт, связанный с техникой тела, дайвинг сугубо индивидуален.

- Говорят, очень важно найти "свой" спорт в молодости. Дайвинг, кажется, вы нашли существенно позже.

- Дайвинг - да. А в юности была стрельба, которую из-за зрения пришлось забросить. Впрочем, не только из-за зрения - в какой-то момент мне стало неинтересно.

- В Египте вы курили кальян. Понравилось?

- Вы знаете, у всякой вещи должна быть своя философия. То, как курят кальян на Востоке, и то, как это делает Валдис Пельш, - это два разных процесса. Мы это делаем по-дилетантски. А у них вся жизнь проходит в кафе за кальяном под нарды.

- Что вам заменяет кальян?

- Наверное, чашка хорошего кофе. Чтобы пить его не быстро, а с толком, с расстановкой. Это культура больших теплых городов, где кафе и улица - суть одно и то же. В Неаполе меня поразила тамошняя традиция: если ты пришел в кафе и у тебя есть деньги, ты заказываешь не одну, а три чашки кофе. Одну выпиваешь, а две "подвешиваются". Человек, денег по каким-то причинам не имеющий, может прийти и заказать себе кофе из "подвеса".

- Я так понимаю, вы помешаны на дайвинге, а всяческие музеи, развалины вас не интересуют.

- С музеями очень сложно. Музей - это место скопления людей. В любой музей, в Лувр, например, ты приходишь с четким пониманием того, что ты хочешь увидеть. В реальности же тебе приходится, как машине, протискиваться между людьми по давно проложенному маршруту. И, выйдя, ты понимаешь, что впечатление испорчено - ты не получил такого воздействия, какого ожидал. Национальный Каирский музей - приятное исключение из правила. Вот дверка, за ней - сокровища Тутанхамона. Достаточно войти - и ты весь в шоколаде и золоте. Главное - никого народу, не надо работать локтями. Чтобы попасть в галерею Уффици, надо отстоять четыре часа - ну куда это годится…

"Вояж"
Май 1999 года